Почти у каждой книги для детей, особенно у книги для маленьких,-два
автора. Один из них - писатель, другой - художник.
Когданазываюткнигу,знакомуюнамсдетства,мыпрежде всего
вспоминаем милые, смешные, затейливые рисунки, часто раскрашенные от руки, а
потом уже и текст.
Такую существенную роль играет в детской книжке рисунок.
Когдаяимоировесникибылидошкольниками,самогоэтогослова
"дошкольник" еще не существовало, а книги для маленькихбылиредкостью.Я
знал в детстве одну только детскую книгу, переведенную снемецкогорусским
немцем, который, по всей видимости, был не слишком силен в русском языке. Но
его бойкие стишки о Степке-растрепке запомнились на всю жизнь.И,пожалуй,
ещеглубжезапечатлелисьвпамятичеткиеи выразительные картинки,
изображавшие мальчика с шапкой спутанных и дико взъерошенных волос и удалого
портного, услужливо отстригающего ножницами у маленького неряхи пальцы.
Книжку с картинками можно было найти в те временатольковгородской
интеллигентской семье.
Впоследствии возникли дошкольные книги двух сортов: нарядная, доступная
по своей цене лишьдетямсостоятельныхродителей,идешевая,лубочная,
рассчитанная на деревню и фабричный пригород.
Перед самой революцией детской книгой занимались виднейшие художники-
главным образом из "Мира искусства" {1}.
Одна за другой выходили книги с рисункамиЧехонина{2},Добужинского
{3} и других видных мастеров графики. Помню интересную художественную азбуку
Александра Бенуа {4}. Едва ли не самым младшим по возрасту был в этой плеяде
Владимир Михайлович Конашевич - ныне один из старейших советских художников.
Но и лучшие образцыдетскойхудожественнойкнигиневытеснялитой
дешевой, безвкусной, безымянной, а подчасибезграмотнойкнижки,которую
выбрасывали нарынок,минуявсезаставылитературнойихудожественной
критики, предприимчивые издатели.
Все больше разрасталась пропасть междусравнительнодорогимикнигами
для избранных и грошовымикнижками"длянарода".ЗаполнилаЭТУзияющую
пропасть - да и то далеко не сразу - революция.
Теперь нам даже странно представить себе деление детской литературына
различные сорта. Не все наши книжки одного и того же художественного уровня,
у нас есть удачи и неудачи. Но в нашей массовой детскойкнижке,издаваемой
миллионными тиражами, участвуют те же художники, что и в более дорогой книге
с ограниченным тиражом.
Всейнашейстранеизвестныименахудожников,создающихвместес
писателями датскую книгу.
Это большой и сильный отряд. А первые места занимают в нем и по степени
таланта, и по уровню культуры, и по своему влиянию на развитие детской книги
два замечательных и оченьразличныхпохарактерударованийхудожника-
Владимир Лебедев и Владимир Конашевич.
Им обоим за семьдесят лет. Оба онипрошлидолгийтворческийпутьи
достигли высокого мастерства. Без них трудно и даженевозможнопредставить
себе историю советской литературы для детей.
Ониоба-иВ.В.ЛебедевиВ.М.Конашевич - не только
художники-графики,нетолькомастерадетскойкниги.Мызнаемихкак
превосходных живописцев.
И все же значительным делом их жизни, подлинной работой во имя будущего
остается книга для детей.
Сейчас в Москве открыта выставка В. М. Конашевича.
Охватывая единым взглядом этувыставку-эту"жизньвискусстве",
видишь,какразнообразноимногогранномастерство нашего художника,
неустанно и вдохновенно работающего почти полвека.
Ему известна тайна лаконичного и тонкого лирического пейзажа. Вспомним,
как музыкально решена им труднейшая задача - рисунки к стихам Фета. Глубоким
лиризмом проникнуты и его иллюстрации к "Первой любви" Тургенева.
Но у того же художника хватает фантазии, причудливойвыдумки,щедрого
юмора дляучастияв"Мухе-цокотухе"идругихзабавныхиграх,которые
затевает, с детьми в своих книжках Корней Чуковский.
С благодарностью и гордостью могу отметить, что первыемоикнигидля
детей, вышедшие около сорока лет тому назад ("Дом, которыйпостроилДжек",
"Пожар","Сказкаоглупоммышонке"),былиукрашенырисункамиВ. М.
Конашевича.
Сравнивая их с его же рисунками к моим книгам последнихлет("Плывет,
плывет кораблик", "Веселый счет", "ВеселоепутешествиеотАдоЯ"),мы
видим,какокреплоегомастерство,ничутьне теряя своей молодой
непосредственности и свежести.
Рисунки Владимира Конашевича пленяютдетейсвоейпраздничностью.Он
хорошознает,чтодляребенкаподобложкойкаждойкнигитаитсяеще
неведомый, обещающий радость спектакль.
Немногие художники так глубоко, как он,понимаютзаконы,покоторым
строится книга, в частности ее переплет или обложка.Детскаякнижкачасто
похожа по своему внешнему виду на номер еженедельного журнала. Обложка В. М.
Конашевича придает самой тонкой детской книжке вид настоящей книги.
Выставка В.М.Конашевича,охватывающаяисамыепоследниеработы
художника (чудесные рисунки к сказкам Пушкина), показывает, сколько ещесил
и возможностей таит в себе его не стареющее с годами мастерство.
|