Можно без преувеличения сказать, что прекрасный город над Невой создали
не только Петр Первый и его сподвижники, не только замечательные архитекторы
иоставшиесябезымянными строители-рабочие, но и Пушкин, Гоголь,
Достоевский, Некрасов, Александр Блок.
Вряд ли светилась бы так ярко Адмиралтейская игла, если бы ее не озарил
блеском своих стиховПушкин.Акакоевеличиеикакуюэнергиюпридали
пушкинские строфы вдохновенному, полномудвиженияпамятникунаСенатской
площади!
Набережные и улицы, по которым ночью скакал Медный всадник и гналсяза
богатыми санямипризракбедноючиновникаБашмачкина,Невскийпроспект,
навсегда неразлучный с "Петербургскими повестями"Гоголя,сталивравной
степени достоянием нашей истории и нашей поэзии.
И совсем другой город - иного времени -встаетпереднамивстихах
Некрасова.
Огни зажигались вечерние,
Выл ветер и дождик мочил,
Когда из Полтавской губернии
Я в город столичный входил {1}.
Это - тот Питер, где толкутся перед тяжелойдубовойдверьюпарадного
подъезда ходоки, пришедшие из деревни за правдой, где на Сенной площади бьют
кнутом крестьянку молодую; это - город промышленных хищников,акционерови
биржевых маклеров, типографских наборщиков,извозчиков,рассыльных,город
балетных феерийивоенныхпарадов...Нетехблистательныхистройных
парадов, которые пленяют нас в стихах Пушкина:
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
Насквозь простреленных в бою {2}.
УНекрасованесияютмедныешапки,"киверанеблестят". Парад
происходит у него при самой ненастной, промозглой питерской погоде:
На солдатах едва ли что сухо,
С лиц бегут дождевые струи,
Артиллерия тяжко и глухо
Подвигает орудья свои {3}.
Да и Пушкин, создавая образ северной столицы, видел не только ееблеск
и стройность. Он писал:
Город пышный, городбедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Скука, холод и гранит... {4}
Эта двойственность образа проходит через всю дореволюционную поэзию.
В памяти старших поколений еще живет Петербург -ПетроградАлександра
Блока:
Вновь оснеженные колонны,
Елагин мост и два огня.
И голос женщины влюбленной.
И хруст песка и храп коня... {5}
А рядом с этим поэтическим Петербургом возникает суровый образ военного
Петрограда четырнадцатого года,ужеовеянныйпредчувствиемнадвигающейся
бури.
Петроградское небо мутилось дождем,
На войну уходил эшелон.
Без конца - взвод за взводом и штык за штыком
Наполнял за вагоном вагон {6}.
Отэтихстиховидетужепрямаятропак завьюженным переулкам
"Двенадцати", к тем настороженным, опустелым улицам,покоторымшагаетв
поисках притаившегося врага патруль:
Революцьонный держите шаг!
Неугомонный не дремлет враг! {7}
Со всей силой, на какую способен подлинный поэт революции, запечатлел в
своихчетких,резких,какпулеметнаяочередь,строчкахживуюхронику
Петрограда семнадцатого года Владимир Маяковский:
И снова
ветер,
свежий, крепкий,
валы
революции
поднял в пене.
Литейный
залили
блузы и кепки.
"Ленин с нами!
Да здравствует Ленин!" {8}
В краткой и беглой статье невозможно, конечно,охватитьвсето,что
внесла в нашепредставлениеоПитере-Ленинградесовременнаяпоэзия.
Ленинграду-строителю и Ленинграду-воинупосвящалистихивсенашилучшие
советские поэты, свидетели и участники его титанического мирного труда,его
беспримерного боевого подвига.
Этот строгий и величавый город, дышащий морем, город труда,искусства,
науки, навсегда останется славойнашейстраныинеиссякающимисточником
вдохновения для поэтов.
|