В эти дни, когда происходит далеконезаурядноена"улицемладшего
сына" событие - пленум трех правлений Союза писателей,посвященныйдетской
литературе, мне хотелось бы высказать несколько мыслей о нашем общем деле.
Книга для детей,окоторойвразныевременадумалиизаботились
крупнейшие писатели века - такие, как Лев Толстой и Горький, - заняла видное
и ответственное местовнашейбольшойлитературе.Онадавноперестала
зависеть от вкусов и коммерческих целей частных издательств,средикоторых
лишь очень немногие ставили перед собой воспитательные задачи.
ПартияиСоветскоеправительствонетолькосоздалинебывалоепо
масштабу государственное издательство детской книги, но и дали нам-после
введения в стране всеобщей грамотности - великое множество читателей.
Детские книги выходят в баснословных тиражах.
И вот когда я смотрюнашестизначныеисемизначныечислатиражей,
обозначенные таким скромным, мелким шрифтом на оборотной стороне обложек,я
и в самом деле вижу перед собой это море детских голов и думаю: на какуюже
высокую трибуну поднимаемся мы каждый раз, выступая передсотнямитысячи
даже миллионами ребят нашей страны!
Перед тем как взобраться на такую трибуну, надосерьезноподумать,с
чем же мы идем к нашим многочисленным читателям, какими мыслями,чувствами,
знаниями, наблюдениями можем с нимиподелиться;естьлиунасдляних
какая-нибудь счастливая находка-интересный,сюжетный,целеустремленный
рассказ, в котором идея, мораль не вылезают наружу, как пружиныизстарого
матраца, а заложены достаточно глубоко; или, может быть, мы припасли для них
полновесныестрочкистихов,не изготовленных холодным способом, а
продиктованныхнастоящимпоэтическимчувствомипотому запоминающихся
надолго; или, наконец, мы хотим порадовать ребят доброй шуткой -веселойи
причудливой историей, которая тоже нужна им для питания и здорового роста.
У нас есть несомненные успехи, заметные удачи и вхудожественнойив
познавательнойкниге(авдетскойлитературеэтидвапонятия почти
совпадают). Есть писатели,заслужившиепрочнуюлюбовьдетейвсейнашей
страны. Но что греха таить! - среди авторов детских книжеквстречаютсяеще
люди, которые смотрят на работу в этой области как наотхожийпромысел,-
этакие "холостые" (конечно, не в буквальномсмысле)дяденькиитетеньки,
которым, в сущности, нет никакого дела до ребенка с его сложным и не слишком
доступным для взрослых внутренним миром.
Пора осознать, что книжка, которая учитдетейговорить,чувствовать,
мыслить, не может быть равнодушной и бесцветной, что братьсязанееимеет
право только тот, кого Белинский называл"детскимпраздником",тоесть
человек, чья душа открыта детям и кому ребенок охотно открывает свою душу.
Нашей детской литературе частонехватаетпоэтическоговоображения,
затейливой выдумки, которою отмечены, скажем,повестиирассказыАркадия
Гайдара и Джанни Родари. А можнолипредставитьсебедетскогописателя,
лишенного фантазии, да еще втовремя,когдадействительностьоткрывает
беспредельные возможности для смелой романтической повести и не менее смелой
сказки.
Без поэтического воображения невозможно говорить сдетьмиоделахи
событиях такой эпохи, когда вся нашастрана,дажеулица,накотороймы
живем, преображается у нас на глазах не по дням, апочасам,когдаЗемля
вступила в общение с космосом,разгляделаскрытуюотнассторонуЛуны,
послала Солнцу нового спутника, а на самой Земле идетборьбамеждустарым
миром и новым, между дряхлым, жадным Кощеем и молодым богатырем, укоторого
силы прибывают с каждым часом.
Какое широкий кругозор долженбытьуписателя,которыйберетсяза
современную тему. И вместе с тем как нужен ему богатый жизненный материал!
Если в иных наших повестях и рассказах слабо развит или даже совсемне
найден сюжет, способный увлечь юного читателя, то это чаще всего объясняется
нехваткой живых иметкихнаблюденийуавтора.Ведьнаоригинальныйи
увлекательныйсюжетможнонабреститолькотогда,когдаиз множества
наблюдений отберешь наиболее примечательные и ценные.
Правда, ребенка и подростка может подчас прельстить и самая легковесная
интрига, для которой автору не нужно ни живоговоображения,ниподлинного
материала.
Это похоже на известныйопытвлабораторииПавлова,гдеживотных,
привыкших получать пищу по сигналу - звуковому илисветовому,-перестают
после сигнала кормить, а у них все еще "слюнки текут" и происходит отделение
желудочного сока, едва только послышится звонок иди вспыхнет свет.
Таково же воздействие книжек, соблазняющихребятоднойтолькоголой
фабулой, приманкой легко придуманных приключений. Это - тотжезвонокбез
питания.
К сожалению, подобные повести и романы унасещеиногдаиздаютсяи
пользуются большим спросом.
Детская книга нуждается в двойной проверке: ее должен оценить не только
ребенок или подросток, но итребовательный,обладающийхорошимвкусоми
слухом взрослый человек.
Если книга нравится только взрослым, - значит,онанаправленанепо
адресу.
Если же она имеет успех только у детей, это отнюдьнегарантируетее
идейного и художественного качества.
Ведь вот прислушайтесь к игровым "считалкам",широкораспространенным
среди ребят.
Например:
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить.
Все равно тебе ловить.
Или:
Пришла курица в аптеку
И сказала: кукареку.
Дайте пудры и духов
Для приманки петухов.
Эти озорные, порочные по своему содержанию стишкиимеютуспехименно
потому, что они озорные, неожиданные. А еще потому, чтодетскаялитература
не удосужилась или не сумела противопоставить им другие считалки - неменее
забавные илихие,нобезхулиганскихмотивовибезпошлой"приманки
петухов".
Сорняки буйно разрастаются там, где культурные растения слишкомслабы,
изнежены и в то же время лишены настоящей заботы.
Пресные, хилые, чрезмерно назидательныеиблагонамеренныестихидля
детей всегда уступят дорогу грубым и наглым сорнякам.
Казалось бы, детская литература, рассчитанная на самого жизнерадостного
читателя(илислушателя), должна искриться самым непосредственным,
счастливым юмором.
Между тем детскихписателей,умеющихвеселосмеятьсяилихотябы
улыбаться, не так уж много.
К сожалению, у меня нет сейчас возможности занятьсяоценкойотдельных
книг.
Я мог бы сказать много добрыхсловпоадресуцелойплеядыдетских
писателей - старых и молодых. Но думаю, что гораздо важнееразговоренаших
нуждах и пробелах.
Сейчас вся страна занята решениемсерьезнойзадачи-проведениемв
жизнь идеи трудового воспитания.
Разумеется, и детская литература не может пройтимимоэтогожизненно
важноговопросаили отделаться торопливым изготовлением примитивно
нравоучительных книжек, моральных прописей.
По-настоящему ведет за собойтакнига,изкоторойчитательделает
выводы сам. Только такая книга влияет на его поведение.
Надо писать о труде какможноменееназидательно,какможноболее
увлекательно. Труд может и не быть единственной и даже главной темойкниги.
Повесть, рассказ, стихи теряютсилусвоеговоздействия,еслистановятся
программными. Но там, где автор говорит с детьми о труде, он долженувидеть
в нем столько же интересногоизаманчивого,сколькочитательнаходитв
книгах о далеких путешествиях или о полетах в космос.
И это вполне достижимо.
Кстати, и космические полеты требуют,какизвестно,огромноготруда
множества людей.
О работе ученых, изобретателей, авиаконструкторов у нас написано немало
книгдлядетей.Естьсрединиходнодневки,естьикниги, которые,
несомненно, проживут долго.
Но, пожалуй, ничуть не легче, а может быть, даже труднее, писать отой
работе, которая повседневно и повсечасно идет на наших улицах и дорогах,на
полях, заводах и в шахтах, - отрудеземледельцев,строителей,шахтеров,
Электриков, металлистов, сталеваров, нефтяников, ткачей.
Вспомним, какискусно,по-лесковскирассказалобудаломитонком
мастерстве русского плотника Борис Житков.
С полным, почти профессиональным знаниемделаисуважениемкего
мастерству написан рассказ Александра Твардовского "Печники".
Этонепроизводственныйочерк,а настоящий рассказ с живыми
человеческими характерами.
Но каждый, кто прочтет его,нетолькоподивитсяхитромуиловкому
искусству старого мастера печного дела, но и поймет, что у любого мастерства
есть свои строгие законы, порядок и уклад, своя сноровка.
В наше время, несмотря на широкое распространениеавтоматизации,труд
квалифицированных рабочих-мастеровстановитсявсеболеесложным,умным,
творческим.
И разве не интересно было бырассказатьвкнигахдляподростково
слесарях-инструментальщиках, которые даженакрупнейшихзаводах
насчитываются единицами, о наладчиках сложнейшихавтоматическихлиний,об
искусных стеклодувах и кварцедувах, о модельщиках обуви, кожевенных изделий,
обэлектромеханикахирадиомеханиках,разрабатывающихопытные образцы
тончайших приборов.
Слово "штамп" в художественнойлитературесталопрезрительным,даже
бранным словом.
Но совсем по-иному относятся к штампу в технике.
От хорошо сделанных штампов зависит подготовкамассовогопроизводства
новых сложных изделий, например, электронно-лучевых трубок длясовременного
телевизора, всевозможных деталей из пластмасс и многого другого.
Для того, чтобы изготовить такой штамп, мастер должен приложить кделу
весь свой опыт, изобретательность, сноровку.
Я думаю, что Детгизмогбызатеятьцелуюбиблиотечкурассказови
очерков, которые сумели бызаинтересоватьребят,готовящихсяктрудовой
жизни, работой не одних только инженеров, но итехмастеров,безкоторых
самые талантливые инженеры немоглибысоздатьпервыеобразцыприборов
новейшей техники.
Вэтомпредложенииестьтолько одна опасность: в литературе
"серийность" ведет иной раз к тому, что некоторые из книг, входящих в серию,
оказываются слабее других и носят печать не вдохновенья, а"штампа"(прошу
прощения за то, что я опять употребляю это слово без должного уважения).
Впрочем, редакция может предотвратить этуопасность,позаботившисьо
том, чтобы все книги такой библиотечки делались руками надежных, одаренных и
Знающих людей.
Детские книги о науке и технике возникают у нас довольно случайно.Для
этого нужно, чтобыавторпредложилиздательствусвоюработуиличтобы
издательство по собственной инициативе заказало емукнигунакакую-нибудь
тему, являющуюся злобой дня.
А ведь познавательную литературу для детей июношествагораздолегче
планировать, чем повести, рассказы, стихи.
С помощью талантливыхидостаточноавторитетныхученыхитехников
издательство может заранее - передсоставлениемплана-придуматьтемы,
интересные не только для читателей, но и для авторовкниг.Мызнаем,что
хорошая тема - это настоящее изобретение, это иной раз ядробудущейкниги.
Вспомните, что значили для Гоголя темы "Мертвых душ" и"Ревизора",которые
дал ему Пушкин.
Но,конечно,писателямогутувлечь,нарядусзамыслами,которые
приходят в голову ему самому, толькоблизкиеегодарованиюиталантливо
придуманные темы.
Когда по просьбе Горького я и мои товарищи по работе составлялипроект
плана будущих детских книг, нашей работе очень помогли ленинградские ученые,
подсказавшие нам несколько интересных и оригинальных тем. Помню одну из них,
предложенную весьма почтенным профессором-физиком:"Длячегоничего?"(о
значении вакуума в науке).
Детская литература не может и не должна быть делом одних только детских
писателей и Детгиза. Слишком большое и ответственное это дело, чтобыонем
заботился сравнительно узкий круг людей.
К заботам о книге, имеющей огромное влияние на характеры и судьбы наших
наследников, должны быть привлечены лучшие писатели, талантливейшие инженеры
и ученые, самые одаренные из педагогов.
Для осуществления широкой программыдетскогочтения,основыкоторой
заложил когда-то Горький, найдется много дела и для детских писателей, и для
так называемых писателей "взрослых", и для художников, и для людей науки.
Детская литература должна и в самом деле стать "большой литературой для
маленьких".
|