Передо мной две книги - толстая и тонкая. Обе посвящены одномуитому
же событию - завоеванию полюса.
Автор обеих книг - один и тот же: И. Д. Папанин.
Толстая - называется "Жизнь на льдине" и предназначается длявзрослых;
тонкая - озаглавлена "На полюсе" и выпущена длячитателейсамогомладшего
возраста {И. Д. Папанин, На полюсе, ДетиздатЦКВЛКСМ,1939.РисункиВ.
Щеглова. Ответств. редактор М. Белахова. (Прим. автора.)}.
Иван Дмитриевич Папанин - не профессиональный литератор, амеждутем,
создав из своей арктической эпопеи книгу для дошкольников, он разрешил очень
трудную задачу. Несмотря на тесные размеры книжки, он ухитрилсявтиснутьв
нее огромный материал.
Перелет Москва - полюс,жизньиработанальдине,возвращениена
родину, - обо всем этом рассказано в краткой повести Папанина, ирассказано
не сухо, не протокольно, а богато, свободно, со множеством самых причудливых
подробностей, с лирическими и шутливыми отступлениями.
Детям, для которых эта книжка издана, онаврядлипокажетсяслишком
краткой. Они будут читать ее долго, читать и перечитывать. Дляребятэтого
возраста какая-нибудь немногословнаясказкао"КраснойШапочке"илиоб
"Аленушке" то же, что для взрослых целый роман, вроде"АнныКарениной",а
каждаяглавкасокращенных"ПутешествийГулливера"-настоящаяэпопея,
запоминающаяся на всю жизнь.
"Хозяину Северногополюса"ГероюСоветскогоСоюзаИ.Д.Папанину
удалось написать для наших детей-или,вернее,рассказатьим-очень
правдивую, документальную и вместе с тем сказочную историю.
Книжка эта возникла из живой, устной речи. Автор еезаехалоднаждыв
детский сад железнодорожников и, усадив вокруг себя малышей, рассказал имо
своих путешествиях и приключениях. Этотустный,простойинепринужденный
рассказ и послужил, основой для будущей книжки. Недаром она начинаетсятак,
как могла бы начинаться сказка:
"- Я собрал, -говориттов.И.Д.Папанин,-своихтоварищей-
Кренкеля, Ширшова, Федорова - и сказал:
- Давайте, братки, думать, что нам нужно для полюса. Кренкель сказал:
- Мне нужна хорошая радиостанция, чтобы ямогговоритьсполюсапо
радио с Москвой, со всеми, со всей землей.
Ширшов сказал:
- Я буду изучать глубины Ледовитого океана. Мне надо лебедку сдлинным
стальным тросиком (тоненькой проволокой), микроскоп, и еще шелковые сеткии
всякие приборы.
Федоров сказал:
- Я буду по звездам и по солнцу определять, где мы. Буду следить,куда
везет нас льдина. Мне надо много астрономических приборов.
А я сказал:
- Ребятки, мы едем на полюс на целый год. Нам надо хорошуюпалатку,и
электричество для радио, и резиновые лодки, и посуду, и папиросы, итопоры,
и еще много всякой всячины..."
Так знакомит И. Д. Папанин читателя с героями своей книги. А дальшеон
показывает их во весь рост, в движении, в работе.
Особый, папанинский юмор, проникнутый житейской мудростью и
простодушием, позволяет рассказчику говорить на одной и той жестраницеоб
огромных событиях исторического значения и о фактах самых мелких,будничных
и, казалось бы, незначительных.
"Я подстриг "косы", выросшие у Кренкеля..."
"Ширшовналилсебенарукискипидару.Аруки у "профессора",
признаться, были не первой чистоты -вкопоти,вмасле...Вотонстал
растирать меня. Что такое? От скипидара руки у"профессора"сталичистые,
зато у меня спина стала полосатая, как у зебры..."
В книге нигде нет и тени фальшивого, лжегероическогопафоса.Осамых
жестоких испытаниях и лишениях, пережитых на льдине, автор говоритспокойно
и даже шутливо.
Вскользь, мимоходом рассказывает он о тех днях, когда солнцерастопило
вокруг лагеря снег и папанинцев стала "донимать" разлившаяся вода.
Так же бегло говорится в книге о трудной,подчаснепосильнойработе,
которой Папанин и его товарищи занималисьизоднявдень("Шестьчасов
подряд мы, сменяясь, крутили лебедку... Мы впрягались в нарты и, какдобрые
кони, перевозили за один прием по двадцати пяти пудов груза...").
И, наконец, почти с той жеспокойнойделовитостьюописываетПапанин
"памятнуюночь",когдальдина"покрыласьполосочками,точноножомее
изрезали", а потом эти "полосочкиразошлись,сталигромадными-впять
метров ширины!.."
В изображении бедствий автор и участниксобытийнеизменносдержани
скуп. "Льдинка" все крошилась", - говорит он в одной из самыхдраматических
глав книги.
Зато гораздо щедрее исвободнеестановитсяон,когдавспоминаето
радостных днях, которые выпадали иной раз на долю папанинцев.
Люди на льдине готовились к встрече великого праздника-годовщины7
Ноября.
"Засверкали бритвы, мыльная пена покрыла лица, запахлоодеколоном.Мы
впервые помылись как следует..."
"Скорей - к радиоприемнику, скорей слушать родную Москву!
Десять часов.
И вот мы слышим бой часовнаСпасскойбашне.Молчаулыбаемсядруг
другу.
- Тише, тише! - шепчет Кренкель. - Ворошилов выезжает!
Нарком выезжает на площадь. Мы даже слышим цоканье копыт его коня...
...Тускло горит лампа, в палатке температураниженуля,амысидим
закутанные, слушаем передачу из Москвы, и нам кажется, будтомывместесо
всеми на Красной площади..."
Дети - да и взрослые - прочтут эту книгу, как хорошую сказку.
Сказочно ее начало, сказочен и конец: последнееторжествогероев,их
приезд в Москву, в Кремль, встреча со Сталиным.
Миллионы ребятвнашейстранедавноужеиграютвПапанинаив
папанинцев.
Но, прочитав все то, о чем им рассказал "хозяин Северного полюса",они
захотят статьнастоящимипапанинцамиипоймут,чтодляэтогоотних
требуется.
Книга адресована будущим героям.
|