Ленинград, 25 ноября 1940 г.
Дорогой Александр Трифонович,
Спасибо тебе за письмо и статью1. Мне очень жаль, что твоя поездка в Ленинград разладилась. Неплохо было бы нам побродить по тем улицам, по которым ты в прошлую зиму разгуливал в полушубке и весь в ремнях2.
Впрочем, должен сознаться, что я не слишком-то много гуляю здесь по улицам. Живу так, примерно, как жил в Москве - занят свыше головы и хрестоматией, и учебником, и Шекспиром3. Такова уж моя судьба.
Мне приятно, что непосредственность, трогательность и серьезность нашего "Кашубы" доходит до публики. Пожалуй, его и в самом деле следует издать отдельной маленькой книжкой - в "Огоньке" или в Гослитиздате. Если до моего приезда будут по этому поводу какие-нибудь разговоры, напиши мне.
Если тебе сейчас не очень-то работается, ты не огорчайся, это пройдет. Привыкнешь к новому столу и перестанешь скучать о подоконнике4. А у кого из писателей не бывает временных затиший!
А пока что пиши рассказы для хрестоматии. Они нужны до зарезу, нужны как можно скорее!
Понимаешь, это очень серьезно. В самых важных местах книги - пробелы, потому что нет хорошего современного материала, доступного возрасту. А книгу надо уже сдавать. Усади себя за новый стол, поработай три дня и пришли два маленьких рассказа - один колхозный, а другой военный. По теме "Экипаж малышей" очень привлекателен5. Но постарайся быть как можно более простым и лаконичным. К черту лишние детали. Ориентируйся не на очерк, а скорее на сказку. Сказка потому понятна даже маленьким детям, что темп ее не замедляется лишними подробностями, а сюжет ее и мораль проявлены до конца, до полной отчетливости. Почаще поглядывай на Валю6 и вспоминай ее сверстников, еще менее искушенных в литературе. Тогда не собьешься с возраста.
Выручай и пришли рассказы поскорей, пока я еще здесь. Книгу нужно собирать и строить.
Чехов в каком-то юношеском письме хвастался, что написал за неделю чуть ли не дюжину рассказов. Я не требую от тебя дюжины и не требую, чтобы ты писал, как Чехов. Но пиши, как поэт Твардовский, и это уже будет неплохо.
Не удивляйся, что я так много говорю здесь о хрестоматийных делах. Но, во-первых, мне досадно, что нам почти нечего противопоставить маленькому классическому рассказу - скажем, "Кавказскому пленнику" или чеховским "Ваньке" и "Мальчикам". А во-вторых, от сдачи этой книги зависит моя свобода, возможность с легкой душой писать, отдыхать, лечиться.
Еще не знаю толком, когда приеду в Москву. Очень хочу тебя видеть, милый. Интересно мне поглядеть стихи твоей поэтессы. Кто она такая, откуда взялась? А какие стихи ты приготовишь к моему приезду? Будь здоров и весел.
Обнимаю тебя крепко. Сердечный мой привет Марии Илларионовне7, целую Валю.
С. Маршак
Тамара Григорьевна8 просит передать тебе привет, ждет рассказов.
______________
1. Письмо А.Т. Твардовского от 22 ноября 1940 года и рецензия А. Викторова на очерк С. Маршака и А. Твардовского "Герой и его мать" (о Герое Советского Союза генерал-майоре В.Н. Кашубе), опубликованная в газете "Вечерняя Москва", 1940, 21 ноября. Очерк С. Маршака и А. Твардовского был напечатан в журнале "Знамя", 1940, № 6-7.
2. Во время войны с белофиннами (1939-1940) А.Т. Твардовский служил военным корреспондентом, часто бывал в Ленинграде.
3. С.Я. Маршак работал вместе с Т.Г. Габбе и А.И. Любарской над хрестоматией для младших классов школы, собирался составить учебник литературы для начальной школы. В то же время С.Я. Маршак переводил песни шута из трагедии В. Шекспира "Король Лир".
4. А.Т. Твардовский только что переехал в новую квартиру. "Я вроде чеховского писателя, - шутливо жаловался он С.Я. Маршаку, - который завел стол, прибор и пр. и видит, что писать-то он мог только в проходной комнате на подоконнике. Меня угнетают мои новые жилищные условия, которые я уже и в анкетах обозначаю как "хорошие".
5. А.Т. Твардовский писал, что закончил работу над рассказом для детей "Экипаж малышей", но остался недоволен им.
6. Дочь А.Т. Твардовского.
7. Жена А.Т. Твардовского.
8. Т.Г. Габбе.
Источник:
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.
|