Обычно сказки начинались так:
"В некотором царстве, в некотором государстве..."
А эта сказка начинается по-новому:
"В одной колрнии жили два мальчика: Петька и Ванька-дурак".
Герой сказки, конечно, Ванька-дурак. "Воднойдиктовкеонухитрялся
наборонить тридцать две ошибки.
Однажды дурак спал на поляне в лесу. Вдруг он услышалшум.Всталон,
пошарил в кустах, а оттуда выскочила лисица. Ванька кинулся заней,ноне
догнал ее и решил вернуться на прежнееместо,чтобыузнать,коголисица
хотела задрать. И кого же он увидел? Гуся. Красивый белый гусь важно шел ему
навстречу со своими маленькими гусятами.
- Здравствуй, Ваня, - сказал гусь... - За то, что ты спас меняимоих
детей от лисы-разбойницы, я награжу тебя. Чего хочешь? Говори!
В это время маленькие гусята запищали тоненькими голосками:
- Мама, мама, мы знаем, что ему нужно.Емунужноволшебноеперышко,
чтобы он ошибок в диктовке не делал...
Ванька покраснел: как, оказывается, что игусенята.знают,какойон
грамотей.
-Ладно,мальчик,некрасней,-сказалгусь,-пойдемвнаше
государство.
И они пошли к очень красивому городу, который неожиданно выросвпереди
за кустами. На главной площади. находилось голубоеозеро.Внемкупалось
много гусей и уток со своими детьми.
- Здравствуйте,ИванВасильевич,здравствуйте!-кричалисовсех
сторон. Ванька поворачивался то направо, то налево, кланялся и отвечал:
- Здравствуйте, граждане..."
Дальше в сказке говорится о том, как Ваньку приветствовалвышедшийиз
дворцапавлин"снастоящимипавлиньими перьями в хвосте". Павлин
поблагодарил Ваньку и велел дать ему волшебное перо, которое"будетписать
без единой ошибки".
"Гусь развернул свое крыло и сказал:
- Выбирай любое!
Ванька вытащил крайнее перо и, к своему удивлению, увидел, что оноуже
очинено и даже обмакнуто в красные чернила.
В тот же день Ванька-дурак вернулся в колонию и сказал ребятам:
- Не думайте, что я дурак. Я знаю больше вашего... И писать умеюлучше
вас всех".
В диктовке у Ваньки не оказалось ни однойошибки.Сталонвклассе
первым учеником, стал Ваней-умницей".
Осенью послали его вместе сдругимилучшимиученикамивгород,на
рабфак.
Но по дороге с ним приключилась беда.Подулветериунесволшебное
перышко. Ваня-умница стал опять Ванькой-дураком и стрескомпровалилсяна
экзамене.
"Вернулся он домой, повесив нос".
Емусталоясно:волшебноеперышко-хорошаяштука,но слишком
ненадежная - подведет в самую горячую минуту!
Эту сказкунаписалпятнадцатилетнийВолодяП.,членлитературного
кружка Ленинградской трудколонии НКВД "Красная славянка". Сказкапереписана
на машинке и помещена в альманахе "Веселые ребята", э 1, за 1937 год.
Мы, литераторы, знаем, как трудно написать настоящуюсказку-такую,
которая содержала бы всеэлементыфольклора-смелыйвымысел,живуюи
складную речь, неожиданный и крепкий юмор. Ноещетруднеесочинитьновую
сказку - с новыми персонажами, новым бытом и новой моралью.
Даженеподозревая,очевидно,обовсехэтихнаших писательских
трудностях, Володя П. сочинил в свободные минуты, междуработойвцехуи
классными уроками, волшебную сказку, где действие происходит не за тридевять
земель, а в той же самой колонии, в которой живет и работаетавтор,бывший
беспризорник.
-----
Втотдень,когдасостанции"Северный полюс" пришла первая
радиограмма, я встретился с компанией ленинградских школьников.
- А вы согласились бы зимовать на льдине, какПапаниниКренкель?-
спросил я у них.
- Еще бы! - ответили ребята в один голос.
И, как бы подтверждаяискренностьисерьезностьэтогоединодушного
ответа, один из мальчиков спросил у другого вполголоса:
- А ты приучаешься спать зимой при открытой форточке?
- Приучаюсь. А ты?
- Тоже приучаюсь.
Мы заговорили об Арктике, итутобнаружилось,чтомногиеизребят
отлично знают маршрутыпочтивсехполярныхэкспедиций,предшествовавших
завоеванию полюса советскими героями.
Все то, что волнует нас, взрослых, не менеегорячозахватываетнаших
детей.
Гражданские темы звучат в ихстихахипрозе,каклирическиетемы.
Говоря о своей стране, о больших государственных делах, они говорят в тоже
время о себе, о своем будущем.
Вот стихи ленинградского школьника Илюши М., озаглавленные "Кем яхочу
быть".
Больше всего в этих стихах трогает и пленяет простое и непосредственное
отношение к вещам и явлениям крупного порядка, - то самое отношение, которое
я почувствовал в словах моих знакомых школьников, рассуждавших о зимовкена
полюсе и об открытой форточке.
Каждая строчка выражает настойчивую и непреклонную волю автора.
Двенадцатилетний мальчик пишет:
О, хоть бы скорее я вырасти мог,
Чтоб стать боевым командиром,
Чтоб школу сменить на коня и клинок
Для дела свободы и мира.
И ждать мне недолго. Промчатся года.
Настанет прекрасное время.
На шлеме моем загорится звезда,
Упрусь я в железное стремя.
И буду я мчаться на верном коне,
Его понукая и шпоря,
Стрелой по полям, точно в сказочном сне,
С ветрами веселыми споря.
И если прикажут, с дивизией в бой
Помчусь я. Я буду комдивом.
Мой верный товарищ помчится со мной,
Испытанный, быстрый, игривый.
И если нарком мне прикажет: "Веди!" -
Я в бой кавалерию двину.
Помчится лавина, а я - впереди -
Веду боевую лавину.
Ни чащи лесов, ни просторы степей,
Ни горы, ни рвы, ни овраги
Не сдержат лихого напора цепей,
Стремительной конной атаки.
И, в битве кровавой врага разгромив,
Разбив его главные силы,
Пойдут эскадроны галопом в прорыв
Гулять по глубокому тылу...
Сколько веселой и благороднойудаливэтихстихахнашегобудущего
Дениса Давыдова, поэта-кавалериста.
Только вюностиможнонаписатьтакиепрекрасныеитакиенаивные
строчки,полныеигрыимальчишескогосамолюбованияивтожевремя
проникнутые отвагой и мужеством:
Помчится лавина, а я - впереди -
Веду боевую лавину...
Не знаю, выйдут ли из этих ребят поэты и сказочники.
Ноясноодно.Те атакующие силы, которые бушуют в стихах
двенадцатилетнего поэта имногихегосверстников,немогутзаглохнуть.
Поэтическое вдохновение необходимо у нас в любом деле, на любом поприще.
|