Самуил Маршак - Театр для детей

 


 "Детский театр" мыслился до сих поркактеатр,вкоторомучаствуют 
 дети. Профессиональных детских театров (труппа Чистякова {1} идр.)унас 
 было немного. Зато любительские детские спектаклиустраивалисьчасто-в 
 гимназиях, институтах, и в прежние времена, а сейчас еще чаще, чуть ли нев 
 каждой школе, детском доме и очаге. 
 О создании особого детского репертуара думали и думают до сих пор очень 
 мало. В случае надобности берется с запыленной полки какая-нибудь пьеска про 
 зайчиков, фей, гномов или из якобы "детской жизни", в слащавойифальшивой 
 трактовке.Постановкапьесыноситобыкновенновсечертылюбительщины, 
 плохого подражания театру взрослых. 
 Но в театре взрослых идет постоянная ломка, постоянные искания. Детский 
 же театр берет грим, бутафорию, занавес, бороды, костюмы -какнепреложный 
 закон. Если детские спектакли и напоминают "настоящий театр", то, вовсяком 
 случае, - очень плохой театр, лишенный творчества. 
 Заученные слова и наклеенные бородынеестьдетскоеискусство.Это 
 скучно и ненужно, хотя, может быть, и доставляет удовольствие участвующимв 
 спектакляхдетям,какдоставляет многим детям удовольствие чтение 
 произведений Чарской {2}. 
 Если в рисовании или в рукодельной работе намважнеевсегосвободное 
 выявление индивидуальности ребенка, Этого маленькогодикаря,вдикостии 
 самобытностикотороготаятсянеисчерпаемыевозможности,тов детских 
 представлениях должна также выявиться самобытная индивидуальность ребенка. 
 В детской жизни есть искусство,весьмаблизкоексценическому:это 
 свободная игра. С нее и надо начинать. Ведь уже трехлетниедетинетолько 
 "представляют", но исочиняютцелыепьесы,играявлошадки,впоезд, 
 трамвай, пожарных и т. д. Такие импровизированныеспектакливтысячураз 
 интересней и талантливей специально устроенных спектаклейвгимназияхили 
 детскихдомах.Посмотрите,-горятщекииблестятглаза у ребят, 
 преследующих изворотливого "разбойника",иливедущихвойну,илибегущих 
 тушить воображаемый пожар, - это ли не вдохновение,этолинеискусство, 
 хотя тут нет ни костюмов, ни бород, нибутафории._Детямдоступновысшее 
 искусство - импровизация_. Не заменяйте ее там, где не надо, нарочитостьюи 
 скучной подготовкой. 
 Авторуэтихстрокслучилосьнаблюдать свободную детскую игру, 
 представлявшую собою уженезачаткидраматическогоискусства,авполне 
 развитое сценическое действие, 
 В Англии, в свободной школе Ф. Ойлера (в Тинтерне, Уэльс)руководители 
 часто читали детям старые легенды, сказания и современные повестиокороле 
 Артуре и рыцарях Круглого стола{3}.Дети,увлеченныерыцарскимэпосом, 
 образовали свой собственный "Круглый стол" и распределили между собойимена 
 важнейших рыцарей. Распределение ролей было как нельзяболееудачно.Роль 
 сэра Ланселота, великодушного, безупречного и скромногорыцаря,быладана 
 мальчику, превосходившемувсехдругихтоварищейпрямотой,честностьюи 
 выдержкой характера. Другому мальчику, пылкому и отважному,былоприсвоено 
 имя рыцаря Тристана и т. д. Как вмистериях,происходящихвОбераммергау 
 {4}, роли эти были постоянными и могли передаваться другим мальчикамтолько 
 в случае недостойного поведения носителя славного имени. Я наблюдал эту игру 
 в течение целого лета. Она неизменно происходила на леснойполяне.Вначале 
 игра была совершенно произвольной и несогласованной.Помереееразвития 
 вырабатывалисьпостоянныеформы,устанавливались характеры, вводились 
 костюмы (панцири, шлемы и т. п.),случайныесловазаменялисьпостоянными 
 репликами,определялсяобщийрежиссерскийплан-играестественно и 
 незаметно переходила в театральное представление. 
 Другой примеригры-пьесыянаблюдалвдетскойколониинаберегу 
 Онежского озера в Олонецкой губернии. Среди воспитанников колонии былюноша 
 пятнадцатилет,испытавший,несмотряна свой юный возраст, много 
 превратностей судьбы. Чуть ли не с двенадцатилетонработалнадальнем 
 севере при постройке дороги, заболел цингой и, подобранный кем-то наулице, 
 попал в колонию - не то в качестве воспитанника, не то вролитехнического 
 помощника. 
 Рассказами о своей жизни, о работе на железнойдороге,назаводе,у 
 подрядчика ондотогоувлекдетей,чтоонирешилиизобразить"Жизнь 
 Никифора" (так называлась импровизированная пьеса)влицах.Нанебольшой 
 площадке во дворе колониибылиусловнообозначеныдеревня,гдеродился 
 Никифор, рядом с ней железная дорога, тут же завод и т. д. 
 Никифор играл роль своего отца, а роль Никифора игралдругоймальчик. 
 Деревенские сцены были изображены с большим реализмом:полати,накоторых 
 спали отец с матерью (роль материигралмальчик),полевыеработы,брань 
 между родителями Никифора, избиениесына,егобегствоит.д.Также 
 реалистично были изображены и железная дорога и фабрика. 
 Таков подлинный детский театр. Его можноразвивать,но,конечно,не 
 путем вмешательствавзрослыхвигру,апосредствомобщегокультурного 
 развития детей, которое будет естественно обогащать содержание их игры. Если 
 дети увлекаются "Пинкертоном" {5}, они, естественно, будут играть в сыщиков. 
 Если выихувлечетеболееблагороднымиизначительнымисюжетами, 
 содержание игры будет иное. Если вы разовьетеихмузыкальныеспособности, 
 разовьете их художественный вкус,дадитеимпредставлениеопластикеи 
 ритме, игра обогатится пением, грациейдвижений-всемтем,чего,увы, 
 недостает и рутинному театру взрослых. 
 В деле художественноговоспитаниябольшоезначениеможетиметьне 
 детский театр,а"театрдлядетей",тоестьтакойтеатр,вкотором 
 участниками являются взрослые, а зрителями дети. 
 Я решаюсь высказатьэтумысль(котораямногимпедагогампокажется 
 рискованной, т. к. она отводит детям пассивную роль) только после того,как 
 я высказал свой взгляд на развитие подлинного детского театра,возникающего 
 из свободной игры. Но и этот свободный детский театр -неестьискусство, 
 могущее служить образцом художественного воспитания, какнеможетслужить 
 образцоммузыкальноюискусствадетская игра на рояле. Для целей 
 художественного воспитания нужен серьезный, анеигрушечныйтеатр.Таким 
 театром может быть"театрдлядетей",еслионудовлетворяетследующим 
 строгим требованиям. 
 Прежде всего должны быть тщательно подобраны актеры. Не надозабывать, 
 что все фальшивые интонации, все нелепые и развязные движения,которыетак 
 свойственны значительнойчастиактеров-профессионалов,могутбытьлегко 
 усвоены детьми. У актера театра для детей должна быть специальная подготовка 
 в области пластики, музыки, понимания грима и костюма. 
 Актер должен быть достаточно живым и гибким для того, чтобы чувствовать 
 связь с непосредственной в смысле ощущений и восприятий аудиторией. 
 Конечно,такихактеровподобратьнелегко.Ещетруднее подобрать 
 репертуар. Прежде всего надо отказаться от большей части существующегоныне 
 детского репертуара. Не надо забывать, чтолучшиесказки,как,например, 
 Андерсена {6}, Уайльда {7}, народные сказки, не создавалисьспециальнодля 
 детей, как не для них были написаны "Дон-Кихот" {8}, "РобинзонКрузо"{9}, 
 "Гулливер" {10}, "Хижина дяди Тома" {11}, -всетевеликиепроизведения, 
 которые будили и воспитывали мысль ребенка на протяжениимногихпоколений. 
 Ребенку нужен не суррогатискусства,анастоящееискусство,-конечно, 
 доступное его пониманию. Помимо того, ребенку более, чем взрослому, нужныв 
 искусстве значительные, многообъемлющие образы, приближающиесяксимволам. 
 Взрослый, более или менее знакомый с жизнью в целом, можетдовольствоваться 
 случайными образами, отдельными деталями,отдельнымиштрихами.Ребенокв 
 каждой сказке, в каждом художественном произведении хочет увидеть всю жизнь, 
 он не развлекается, а учится. Поэтому театр для детей должендаватьпьесы, 
 заключающие в себе большие идеи, - конечно, не в скучной, не в тенденциозной 
 форме, а в живых образах. 
 Готовых пьес мало. Лучше всего начать с инсценировок сказок, рассказов, 
 повестей. Прекрасным материалом могут служить русские народные сказки, среди 
 которых многие содержат прекрасный для сценической обработки материал. 
 Борьба противоположных начал, столь обычная в сказках, является в то же 
 время основой, на которой строится всякая драма. Глубоким драматизмомполны 
 такие русские сказки, как "Финист - Ясный Сокол","ВасилисаПрекрасная"и 
 др. 
 Характер постановоквтеатредлядетейдолженопределятьсяодним 
 принципом: поменьшесвязыватьфантазиюзрителяреалистическими 
 подробностями. Ребенок больше любит палку, изображающую лошадь, чемискусно 
 сделанную игрушечную лошадь; смутное подобие паровоза,состоящееизкуска 
 дерева и гвоздя в виде трубы, он часто предпочитает модели паровоза. Он ищет 
 работы для своей фантазии и отказывается от тщательно разжеванной умственной 
 пищи. Поэтомуивпостановкахнадоизбегатьреалистическихдекораций. 
 Покойный художник С. В. Воинов {12} сделалдлянасрядмакетовусловных 
 декораций-ширм, применимых к различным постановкам. 
 Каждая из декораций сама по себе не имела определенногозначения.Это 
 была архитектурнаяфантазия:стены,выступы,зубцы,нечтонапоминающее 
 башни, купола и т. д. При различных перестановках отдельных ширм создавалось 
 впечатление то крепости, то монастыря, то улицы старинного городаит.д. 
 Это был очень интересный опыт, попыткаосвобожденияхудожникаотслишком 
 определенного, иллюстративного, прикладного характерадекоративного 
 искусства. 
 Но и в декорациях, написанных для определенной пьесы и поспециальному 
 заданию, также может проявиться свободная фантазияхудожника.Воднойиз 
 виденных мною постановок летобылоизображенокустамигигантскоймалины 
 (каждая ягода величиноюсарбуз)иподвешенныминафонетемныхсукон 
 большими пестрыми бабочками из картона. Кажется, больше ничего и не было, но 
 ощущение лета, которое требовалось по пьесе, было дано. 
 "Театр для детей" является новым делом. Поэтому определить его сущность 
 сразу, в нескольких словах, невозможно. В ближайших выпусках журнала мыеще 
 вернемся к нему. Пока же скажем несколькословосуществующемунас,в 
 области, театре для детей. 
 Существует он полтора года. За это время было поставлено около двадцати 
 новых пьес. Наиболее крупные из них: "Петрушка" (народная кукольнаякомедия 
 в обработке), "Финист - ЯсныйСокол","Аленькийцветочек"(поАксакову) 
 {13}, "Летающий сундук" Андерсена; намечены кпостановке"Молодойкороль" 
 Уайльда, "Золотой петушок" (по Пушкину)идр.Кдесятипьесамнаписана 
 специальная музыка. Спектаклиставятсячетыреразавнеделю:одиндля 
 дошкольного возраста, два для младшего и среднего школьного возраста иодин 
 для старшего. 
 Делаютсяпопыткинаблюдениявпечатленийдетей."Театрдлядетей" 
 является частью краснодарского "Детского городка",объединяющегоразличные 
 стороны внешкольной работы среди детей. 
 Для того чтобы работа театра вышлазапределы"Детскогогородка"и 
 могла послужить если непримером,тохотябыматериаломдлятех,кто 
 интересуется подобными начинаниями, областнойОтделнародногообразования 
 предпринимает в настоящее время издание "Сборникапьестеатрадлядетей".

 

Фото писателя


Статьи
Заметки

Библиотека

Стихотворения

В данном разделе собраны все стихотворения С.Я. Маршака. Навигация по произведениям организована в алфавитном порядке.

А Б В "В.." Г Г Д "Д.." Ж И Ка..Ко Ко..Ла Л "Л.." М Н "Н.. О П Пе..По По..Пу Р С "С..Ся" Т У Ш Я "Я..

Литература


Яндекс цитирования
2007-2008 Маршак.oрг - о творчестве известного русского писателя Самуила Яковлевича Маршака
Права на все материалы, фотографии и звуковые файлы, находящиеся на сайте, принадлежат авторам или их наследникам.
Перепечатка информации с сайта возможна только при размещении активной ссылки на наш сайт - www.s-marshak.org
Администрация сайта - e-mail: forcekir@yandex.ru