Москва, 28 марта 1950 г.
Дорогой Леопольд Леонидович,
Я долго болел, был в санатории, поэтому отвечаю на Вашеписьмо[1]с
некоторым опозданием.
Вы жалуетесь на то, что стихи Вам не даются. Пусть это Вас непечалит.
Дело не в том, чтобы овладеть техникойстихосложения.Постарайтесьпрежде
всего стать хорошимчитателемстихов,тоестьнаучитьсяпонимать,чем
настоящая поэзия отличаетсяотмеханическогостихоплетства,иногдадаже
очень гладкого. Многие читают стихи бегло,поверхностно,невдумываясьв
образ и не вслушиваясь в музыку стиха. ЕслиВынаучитесьэтомуискусству
сами, Вы многому научите ребят.
К сожалению, я не могу Вам рекомендовать никаких руководствкписанию
стихов. Эти "руководства", как Вы и сами знаетеизопыта,ничегоВамне
дадут. Лучше всего читать поэтов и учиться уних.Внимательнопрочитанные
Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев,Фет,Блок,Маяковскийилучшиеиз
современных поэтов покажут Вам, как разнообразенстих,какмногомыслей,
чувств, образов он может передать.
Теперьскажунесколькословомоей"Были-небылице".Ваш пионер
спрашивает, почему мой второй маляр так немногословен [2]. Он идолженбыл
быть таким по моему замыслу. Беседу ведет старик с пионерами, а добродушные,
но не слишком разговорчивые маляры только изредка подкрепляют словастарика
своимизамечаниями. Я представлял себе второго маляра человеком
рассудительным, но зря слов не теряющим. Впрочем, уобоихмаляроврольв
поэме небольшая. Это, так сказать, "аккомпанемент".
По Вашему письму видно, что Вы хороший, вдумчивый вожатый.
Желаю Вам успеха в работе.
С. Маршак
1 В письме от 7 января 1950 года Л. Л. Нейкен(Петрозаводск),старший
пионервожатый, спрашивал, "как научиться писать стихи".
2 ВсвоемписьмеЛ.Л.Нейкенпривелнедоуменныйвопросодного
пионера-семиклассника,почему второму маляру в повести в стихах
"Быль-небылица" отводится так мало места.
|