(Москва), 30 декабря 1949 г.
Уважаемый тов. Панкратьев,
Выпроситеменяподелитьсявоспоминаниямио"Доме литературного
воспитания детей", в организации которого я принимал участие [1].
К сожалению, продолжительная болезнь иобилиетекущейработылишает
меня возможности написать подробно об этом замечательном начинании.
Отвечу Вам вкратце.
Послеконкурса юных дарований, организованного по инициативе
незабвенного СергеяМироновича,кнамвСоюзписателейбылиприсланы
многочисленные рукописи поэтов-школьников.
Результаты конкурса оказались блестящими [2].
Вероятно, предварительный отбор был поручен опытным итолковымлюдям.
Из круга юных авторов, представленных к премиям, ясмоимитоварищамипо
работеотобралчеловек50-60.Переднамивсталвопрос: как помочь
дальнейшему развитию этих талантливых детей? Для юных художников былоткрыт
детскийклассприАкадемиихудожеств,юных музыкантов направили в
консерваторию. Создавать соответствующую этимдетскимклассамАкадемиии
консерватории "детскую литературную студию" намказалосьнецелесообразным.
Из "вундеркиндов" редковыходятнастоящиепоэтыипрозаики,абудущим
писателям не нужна, вернее даже вредна, ранняя специализация.
Для ребят,получившихпремииполитературе,быласозданахорошая
библиотека-читальня. При ней было организовано нечто вродедетскогоклуба,
где читались и отдельные лекции по различным научнымдисциплинам,ицелые
циклы лекций по литературе, истории и т. д. Задачей этих лекций было вызвать
у ребят интерес к тем наукам, с начатками которых онизнакомятсявшколе.
Например, беседа с видными учеными открывала перед юными слушателями большие
перспективы физики, химии;рассказзамечательногоисследователяполярных
стран об открытых им островах давал ребятам представление о работе географа.
Цикл лекций, посвященных Пушкину, сопровождался изучением рукописей великого
поэта и подробным знакомством с "Пушкинскими местами".
Дети слушали хорошую музыку, посещали музеи.
Для беседсребятамичастоприезжалистарыебольшевики,ветераны
гражданской войны, люди, лично знавшие Ленина, Калинина.
Каждое лето ребята совершали пешие прогулки и поездки по роднойстране
(если не ошибаюсь, - по Украине, по Волге, по Кавказу).
Таким образом, "Дом литературного воспитания" стремился развить вюных
литераторах любовь к социалистической родине,интерескеенастоящемуи
прошлому, стремился расширить ихкругозор,научитьихуважатьиценить
разные отрасли человеческого знания и труда - длятого,чтобыихбудущая
литературная работа была глубокоидейной и разносторонней.
Для того, чтобы ребята незамыкалисьвсвоемузкомкругу,вклуб
ежегодно вступали одаренные ребята из различных районов города.
Впоследствии Дом литературного воспитания влился в Ленинградский Дворец
пионеров.
После моего отъезда из Ленинграда янеимелвозможностиследитьза
дальнейшей жизнью наших воспитанников. Знаю только,чтонекоторыеизних
стали журналистами, научными работниками,литераторами.Талантливыепоэты
Катульский и Поляков пали смертью храбрыхнаполяхВеликойОтечественной
войны.
Вот вкратце то, что я могу рассказать об этом большом, интересном деле,
на которое нас вдохновила неустанная заботапартииоподрастающейсмене.
Вождь ленинградских большевиков С. М. Киров приложил многоусилийктому,
чтобы конкурс юных дарований несталсамоцелью,апомогбыдальнейшему
воспитанию и развитиюталантов,обнаруженныхврезультатеконкурса.Он
вложил в это дело, как и во все другие свои начинания, глубокую политическую
мысль и творческую инициативу.
Простите за краткость моих воспоминаний. Желаю музеюС.М.Кироваи
всем его сотрудникам новых больших успехов в работе по собиранию материалов,
которые помогут полнее воссоздать светлый образ Сергея Мироновича.
С искренним приветом
С. Маршак
1 В письме от 14декабря1949годаА.И.Панкратьев(Ленинград),
директор музея имени С. М. Кирова, просил прислать воспоминания осозданном
по инициативе С. М. Кирова Доме литературного воспитания детей в Ленинграде.
2 Конкурс был проведен в 1934 году.
|