О поэзии у насзачастуюговорятслишкомобщоибегло.Отдельные,
вырванные изтекстастрочкистиховиграютвомногихрецензияхтолько
служебнуюрольинедаютчитателюниэстетическогонаслаждения, ни
возможности проверить выводы рецензента.
Рецензенты такого рода меньше всего склонны предоставлять слово автору,
очевидно, считая, что содержание стихов можнопересказатьсвоимисловами,
пользуясь цитатами только как иллюстрациями к общим рассуждениям.
И в результате подобного разбора в сознании у читателя в лучшемслучае
остается только общаясхема,основнаямысльстихотворениядаотдельные
идеологические или словесные погрешности автора.
Лучшие критики, прокладывавшие пути нашей литературе,учатнассвоим
примером, что изучать живое произведение искусства надотак,чтобыонов
руках исследователя не умирало, не теряло своего обаяния, ащедроиполно
открывало все то, что заложено в него автором. Но это возможно только тогда,
когда критикнеубиваетвсебечитателя,простого,непосредственного,
отзывчивого читателя.
Белинский - профессиональный журналист, писавший статьи и рецензиидля
очередных номеров журнала, - сумел, однако, до конца сохранить в себе именно
такого непосредственного читателя и благодарного театрального зрителя.
Критическая статья или рецензия,посвященнаяпроизведениюискусства,
должна и сама быть поэтическим произведением.
"Сказки дедушки Иринея" В. Ф. Одоевского в значительной мере устарели и
по содержанию, и по форме. Но гораздоболеедолговечнойоказаласьстатья
Белинского об этих сказках - вдохновенная статья, полная живогоинтересак
автору и горячих, взволнованных мыслей обискусстве,одетях,озадачах
воспитания.
Искусство ждет и требует любви от своего читателя, Зрителя,слушателя.
Оно не довольствуется почтительным, но холодным признанием. И это не каприз,
не пустая претензия мастеров искусства. Люди, которые вложиливсвойтруд
любовь, имеют право на взаимность. Требовательный мастер вправе ждать самого
глубокого и тонкого внимания к своему мастерству.
Пожалуй, художественная проза чаще находит унаспристальнуюоценку,
чем поэзия. Очень немногиерецензентыобладаютспособностьюговоритьне
только о содержании стихов, но и о самом их существе, которое Гейне называет
"материей песни", то есть о содержании, нераздельно связанном споэтической
формой и только в ней, в этой форме, живущем.
Обозреватели стихов чаще всего похожи на людей, у которых есть руки, но
нет пальцев для того, чтобы уловить художественные мелочи и детали,аведь
из них-то, из этих деталей, и складывается поэтическое произведение.
Побольше внимания к отдельным стихотворениям, к отдельнымстрочкам,к
отдельным словам.
Без этого внимания кчастностямневозможноохватитьцелое.Асвои
окончательные выводы критик должен делать вместе с читателем. Это,конечно,
не значит, что критик должен быть на поводу учитающейпублики,-отнюдь
нет. Но он должен уметь убеждать, как убеждает талантливый поэт или прозаик,
ведущий за собой читателя силой мысли и жаром чувств.
Восторженно-одобрительноеилиироническоезамечаниекритика ровно
ничего не стоит, если оно не убедит в своей правоте читателя.
Актеры на сцене оказались бы в неловком положении, если быихгромкий
хохот, вызванный острой репликой, не был поддержан зрительным залом.
Критическиеотзывыдолжныбытьдоказательныиполновесны.Аэто
возможно только тогда, когдакритикупонятенсамыйпроцесспоэтического
творчества, когда он постигает не только общую идею, выраженную в стихахно
и самую стихотворную ткань - "материю песни, ее вещество".
|